Щукин Александр Владимирович имя в истории космонавтики
Александр Владимирович Щукин
ИМЯ В ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ
11 апреля 1998 года... Школа застыла в ожидании торжественного момента - открытия мемориальной доски на здании школы, в которой учился Александр Щукин. Для подготовки мемориала - портрет и документы, хранящиеся в школьном музее. При съёмках фильма «Право на биографию» краевого телевидения тоже использовалась экспозиция школьного музея о Щукине. На открытии было много гостей: руководство Пашковского поселкового совета, глава Карасунского округа, Г. А. Рыло - ветеран Великой Отечественной войны, благодаря усилиям которого состоялось это событие, родители Александра Щукина, его одноклассники, ветераны Байконура, учителя и учащиеся школы № 60...
Выпускник станичной школы № 60 А. В. Щукин внёс свой особый вклад в освоение космического пространства. Только одна наша станица вырастила двух космонавтов - А. Щукина и Г. Падалку. И эти два имени дают нам, нынешним жителям Пашковской, право сказать - мы живём в героической станице. Она прославлена подвигами не только по защите рубежей России, но и в освоении космоса.
Александр Владимирович Щукин... Прошло более десяти лет с той памятной даты. Школа включена в экскурсионный маршрут «Кубань и космонавтика». Изучение документов показывает, как стремительно, как упорно шёл к поставленной цели Александр Щукин.
Галина Щукина, жена Александра, посетила музей школы № 60 со съёмочной группой ГТРК «Кубань». Для неё стало неожиданностью - увидеть документы и фотографии, которых нет даже в семейном архиве.
Биография Щукина может уместиться в несколько строк. Но достойна книг. Родился Александр Владимирович 19 января 1946 г. В городе Вене. Отец – участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса, в прошлом командир гаубичного дивизиона 256-го артполка… 18 боевых наград, из них 5 орденов… Его дивизон – один из луших в Северо-Кавказском военном округе. Отец стал идеалом для Саши.
Учился Александр в 52-й и 60-й школах Краснодара. Закончил учёбу в 1964 г. В школе № 60. Его жизненный путь отмечен многими поворотами. Именно в нашей школе он осваивал профессию радиомонтёра по ремонту наземной авиаэлектрорадиоаппаратуры. Неожиданным оказался такой факт: в 1966 г. Щукин поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. И ещё много интересного можно узнать из документов, хранящихся в школьном музее.
Щукин освоил 50 типов летательных аппаратов, провел в воздухе 3134 часа 37 минут. С июня 1981 г. Включен в группу непосредственной подготовки для космического полёта на орбитальной станции «Мир» в качестве космонавта-исследователя. В 1987 г. Назначен заместителем командира отряда Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей.
Желающих опасть в космический отряд было много, но из 500 кандидатов в пилоты «Бурана» прошли немногие. Бесстрашные, технически прекрасно образованные парни вошли в команду многоразового космического корабля. Главное в «Буране» - способность транспортировать на орбиту грузы. В объёмистом корпусе, разделенном на три отсека – носовой, средний и хвостовой, основное место занимает грузовой отсек. В нм легко поместится базовый модуль станции «Мир», спутник связи или какой – либо иной груз. Массой до 30 тонн. Основной экипаж – Владимир Титов, Муса Манаров, Анатолий Левченко. Дублёры – Волков, Калери, Щукин.
На Байконуре на летающей лаборатории Ту -154 Щукин впервые выполнил автоматчиескую посадку по штатной траектории орбитального «Буран». 7 раз поднимался он в небо на «Буране», 2 раза – командиром. Испытывли специально созданный полноразмерный аналог корабля. Внешне он ничем не отличается от «Бурана».
«Буран» не имеет самолетных двигателей, как американский корабль «Спейс Шаттл», для полётов в атмосфере. Он возвращается на Землю и совершает посадку, как планер. Ракетные двигатели «Бурана» работают только в космосе, за пределами атмосферы. Поэтому, чтобы испытывать корабль в воздухе, его пришлось оснастить четырьмя турбореактивными двигателями, которые позволяли совершать посадку и взлетать с аэродрома – как обычным самолётам.
Пришлось испытателям продумать всё, чтобы аэродинамически приучить к этому и махину Ту-154. Пригодились идеи Александра Владимировича – знатока электронных систем. Свыше тысячи рейдов совершили испытатели этой лаборатории, взлетая с аэродрома своего лётно-исследовательского института и с той самой знаменитой полосы на Байконуре. Даже не специалист понимает: тысяча полётов подобного рода гигантская работа. Сколько раз все зависело от профессионализма, самоотверженности этих парней. Критических ситуаций хватало: испытания!
Основная цель космонавтов - отработка режима автоматической посадки корабля с высоты 4000 метров при скорости полёта 600 км/ч. «Буран» в отличие от самолета садится на полосу под более крутым углом.
15 ноября 1988г. в 8 часов по московскому времени стартовала универсальная ракетно-космическая система «Энергия» с кораблём многоразового использования «Буран». Он сделал два витка вокруг земного шара и совершил посадку на космодроме «Байконур». Страна прильнула к экранам телевизоров, наблюдая эту фантастическую картину. Полёт, посадка - всё в автоматическом режиме! И по меркам даже сегодняшнего дня - уникальное достижение.
Более трёх часов «Буран» находился в скоростном полёте – а приземлившись, выглядел красавцем. После остановки «Бурана» ученые мира зафиксировали: отклонение от полётной программы составило одно секунду! Отклонение от оси посадочной полосы-чуть более метра!
Фантастика. Именно так отозвались руководители программы «Шатл»
К сожалению, идея многоразового космического корабля «Буран» превратилась в одноразовую. Проект закрыт. Сейчас он не существует. Руководитель отряда космонавтов-испытателей Игорь Волк сказал: «Саша был самым талантливым из нас. Он был талантлив во всём»
- Да, он был одним из первых. Первопроходцем. Кубанский характер помогал ему преодолевать трудности, критические ситуации. Он был классный специалист и по электронике. В его полётах была смелость, умноженная на знания, на расчёт. Так действовал легендарный Чкалов. А русской удали и отваги нет переводу. Александр nолучая задания на полетные испытания, задавал себе жесткие условия.
Однажды, взлетев с аэродрома в подмосковном Жуковском, мастерски провёл программу испытаний. Вдруг возникла запредельная перегрузка. Обшивка перехватчика съежилась, образовалась как бы гофрированная структура. По радио требовали катапультироваться.
А он выдержав все перегрузки, посадил деформированный самолёт. К ужасу и восхищению наземной службы, конструкторов, представителей Минобороны.
Это вспоминал отец летчика.
18 августа 1988 г. Случилась трагедия – Александр погиб на спротивном самолёте Су - 26 – том самом, на котором наши спортсмены до сегодняшнего дня завоёвыывают мировые первенства по воздушной акробатике и высшему спортивному пилотажу. Александр Владимирович довёл испытания до конечной точки ценой жизни. Он погиб за 3 дня до 21 августа - дня Воздушного флота СССР. Он вывел самолёт из перевернутого штопора в обычный - и в этот миг встретил землю. Ему не хватило двухсот метров высоты.
Его все любили. Выступая на панихиде, космонавт Алексей Архипович Леонов, прошедший и огонь и воду и медные трубы, не смог закончить фразу: перехватило дыхание.
Щукина похоронили на Быковском Кладбище. Сколько испытателей покоится там… Он заслужил это – право остаться в нашей памяти. Чтобы о нём знали земляки, чтобы вернулось его имя из небытия.
Служить Отечеству он уходил из кубанской станицы – здесь полюбил он высокое небо, самолёты… Здесь нашла его и позвала за собой космическая мечта.
Из воспоминаний В. М. Щукина. (записано поисковой группой школы № 60 в 1999г.) Владимир Митрофанович рассказал при встерчи с юными космонавтами школы:
«Саша был любимцем всего нашего гвардейского артполка. Каждое утро, как только заиграет оркестр на плацу, сын вскакивал: «Папа, я на разваод!» Его место – и все знали об этом – было около командира полка. Тот ставил его рядом. И мальчонка, вытянувшись, стоял рядом с могучим командиром полка. Приложит руку к пилотке – приветсвует солдатские ряды».
Наверное, так и формируютсяя династии. Идеалом для Саши был отец. Он метал артилеристом, собирал книжки о героях артиллеристах, распрашивал о них отца. Потом, когда уже приехали в Пашковскую, увлёкся авиацией. Александр Владимирович весь был устрелмен в знания, загадки НЛО, космических пришельцев, электронику, межзвездные маршруты…
После окончания школы № 60 Александр поступил в Качинское авиационное училище; закончил в 1970 г. Служба в ВВС, школа лётчиков - испытателей, Московский авиаионны институт, испытательная работа, МАИ, отряд космонавтов… Летал приемущественно на современных истребителях, а также на самолетах бомбардировочного и транспортного типов. Полёты – днём и ночью, в любую погоду. Экзамены, медкомиссии, тщательный отбор… Командовал он эскадрильей – лучшей в Группе войск в Германии, и его пригасили в Центральную школу лётчиков-испытателей. Затем в лётный институт имени Громова. В нём проходят испытания самолёты, о нём мечтают многие асы. После первых полётов его зачислили в отряд космонавтов.
Это было племя бессеребреников – людей, преданных Идее. Космонавты – люди высокой пробы, судьбы их необычны, переплетены с мировыми научными проблемами, государственными секретами.
Отсюда, из Пашковской, уехал он в знаменитое военно-воздушное качинское училище. Проявил характер: когда медкомиссия заявила, что он подходит только для наземной службы, не отказался от мечты. Упорно тренировался – и всё - таки поступил. Учился отлично. О нём уже тогда писали армейские газеты…
Группа космонавтов для полёта на многоразовом космическом корабле была создана в 1978 г. В команду были включены Анатолий левченко, Александр Щукин, Римас Станкявичюс, Олег Кононенко, Сергей Тресвятский… Затем пришли другие. Руководителем отряда космонавтов испытателей был назначен Игорь Петрович Волк – впоследствии известный космонавт, совершивший 12 – суточный полёт в 1984 г.
- Заместителем командира отряда стал мой сын.
Однажды на большой высоте самолт загорелся. Приказ: «Прыгай!» Александр не покинул самолёт, посадил его на полосу, его едва успели вытащить из кабины. Хотя всегда считалось признаком мужества и мастерства – спасти машину, но в критических ситуациях команда была одна: спасти пилота. Поэтому начальство для острастки, привычно ворча, грозило карами за невыполнени приказа. В ответ – с добродушным озорством: «Отрицательный реззультат – для конструкторов и ученых тоже результат». И даже очень нужный!»
21 марта 2000г. А. М. Кондратенко – казак Суворовского куреня г. Краснодара, подъесаул Кубанского казачьего войска – под впечатление от увиденного в школьном музее и услышанного на митинге, посвященном памяти А. Щукина, написал стихотворение «Испытатель». Теперь оно звучит у памятной доски на школьных мероприятиях, посвящённых космонавтике, и хранится в краевом историко-археологическом музее-заповеднике им. Фелицина.
Испытатель
Памяти А. В. Щукина
Испытатели – все мы. С рождения.
Кто, упав, не испытывал Землю?
Вот, Жизель, испытав наслажденье,
На пуантах летает газелью,
Хмырь, у стойки «сбивая оскому»,
Испытает коварство этила…
Нету силы, что роду людскому
Мир испытывать вдруг запретила б.
Саша Щукин испытывал Небо,
Человеческий разум и волю.
И ни разу повержен он не был
Напряженьем великим и болью.
Все турбины познал и моторы
От спортивного Су до «Бурана».
Но бывает минута, с которой
Станет память открытою раной.
Смерть покажет вдруг жалко косы нам,
Оборвётся струна на гитаре…
Мать не встретит любимого сына,
Мы с ним дружески не погутарим…
Не увидим серебряной птицы
В небе Родины. Чистом и синем.
И не сможет уже причаститься
Испытаниям чести Россия?..